Home

Реклама

Previous Entry | Next Entry

АНДЖЕЙ ВАЙДА. "КАТЫНЬ"

  • 21 Янв, 2008 at 1:13 AM
лес
В кинотеатре Меркурий в польском городе Бяло-Подляска культурной общественности Брестской области был представлен фильм Анджея Вайды "Катынь", рассказывающий о судьбах плененных красной армией польских офицеров, расстрелянных в 1940 году под Смоленском. Для Вайды это еще и персональная боль – его отец, Якуб стал жертвой Катыни, а мать всю оставшуюся жизнь напрасно его дожидалась. И это режиссер обозначил в титрах строкой "посвящается родителям". Показ фильма организовало Генеральное консульство Республики Польша в Бресте.



В ПОИСКАХ ПРАВДЫ

"Забытый Богом и людьми спит офицер в конфедератке.
Над ним шумят леса чужие, чужая плещется река.
Пройдут недолгие века, напишут школьники в тетрадках
все то, что нам не позволяет писать дрожащая рука"

Булат Окуджава

Убийство или ложь – что из них можно назвать более тяжким преступлением? Ответ ищут герои фильма "Катынь"



За последние 18 лет было снято множество политических однодневок по теме разоблачения сталинских времен, громогласно и одновременно безвкусно, топорно, порой по-дилетантски обличающих преступления той эпохи. Признаться, перед просмотром "Катыни", я боялся именно этого. Но Вайда есть Вайда. Великий польский режиссер ни на один кадр в картине не разменялся на "дешевку", затронув на примере трагического периода нашей общей истории вечные темы. Пройдут десятилетия. Возможно, изменится внутриполитическая ситуация в самой Польше, ее отношения с Россией и другими странами бывшего Советского Союза, а фильм останется. И займет почетное место в ряду шедевров мирового кинематографа.

Уже через десять минут просмотра языковые барьеры стираются. В лагере военнопленных, откуда не вернется более 4000 польских офицеров, несколько из них выходит на первый план картины. Один из них, Анджей, ведет дневник, который заберет с собой в могилу. Позже его записи будут найдены и по ним режиссер воспроизведет картину расстрелов. Вайда намеренно наделил героев только именами, дабы объединить жизненные эпизоды разных людей в единый кинообраз.

А в семьях жены, сестры, родители ждут офицеров. Только в 43-м году немцы, обнаружив катынские могилы, с понятной целью обнародовали эту историю, сняв агитационную кинохронику и опубликовав в польской прессе списки расстрелянных. После освобождения Польши родственники погибших пытаются обнародовать правду, но, увы, новая власть, полностью подконтрольная советской, не только не признает трагедию, но и перевирает факты, обвиняя в произошедшем немцев. Развязка фильма – реконструкция тех событий. Расстрельные команды работают как отлаженный механизм – это система. Жертву заводят в залитую кровью комнату или везут прямо к вырытой траншее. Пуля в затылок – офицер падает. Подводят следующего. Обыденно, без пафоса и надрыва. Конец. Жутко. Холодно.

Замысел режиссера блистательно передают актеры Артур Змиевски, Майя Осташевска, Анджей Хыра, Магдалена Челецка, Данута Стенка, Агнешка Глиньска, Павел Малашиньски, Майя Коморовска, Владислав Ковальски, Ян Энглерт, и Сергей Гармаш. На протяжении всей картины звучит музыка Кшиштофа Пендерецкого. По признанию самого режиссера в одном из интервью, ему пришлось реанимировать польскую киношколу, показывающую судьбы людей через призму военных трегедий. На первом плане обычные люди, терзаемые болью. Персонально Вайда никого не осуждает и тем более в картине нет антироссийского настроя. Только правда, какая она есть.

Советский офицер Попов предлагает жене одного из арестованных фиктивный брак, понимая, что в ближайшее время за ней тоже придут из НКВД, а впоследствии прячет ее с дочерью при обыске, спасая им жизнь. По словам режиссера, у него был реальный прототип. Польский офицер Анджей, погиб в советском плену, его отец, профессор Краковского университета, не вернулся из немецкого лагеря, вместе с другими преподавателями университета он был арестован осенью 1939 года немцами за намерение начать новый учебный год 1939-1940 без согласования с немецкой оккупационной властью и выслан в концлагерь Заксенхаузен. Вайда не мог обойти тему фашистской оккупации.

И потому довольно цинично выглядят в фильме спекуляции на тему катынской трагедии. Жена расстрелянного под Смоленском генерала отказалась сотрудничать с немцами даже после просмотра кинохроники, где фашисты демонстрировали тела расстрелянных: эмоционально, с надрывом. Но ее возмущению не было предела, когда уже в 45 году она увидела транслируемый на открытой площади советский видеоряд, где с откровенной ложью в катынских расстрелах обвинялись фашисты. Именно там, на площади, генеральская вдова встретила бывшего ротмистра, а ныне майора народной армии, который чудом уцелел в те дни. Он знает правду, но молчит, как и его соратники. Он не может оправдаться перед вдовой генерала и вскоре он пускает себе пулю в висок.

Поиск правды – вот, пожалуй, главная идея фильма. Сестра убитого поручика пытается оказать почести брату, называемые в церковной практике "акривией" и заказывает плиту с указанием настоящей даты смерти. В результате она оказывается на допросе, а надгробие уничтожается. Сын погибшего офицера, заполняя анкету при поступлении в художественную школу, пишет правду о гибели отца. У женщины, которая должна принять его, в Катыни погиб брат, но, она заставляет парня переписать данные. Выйдя из здания, он с ненавистью срывает с афиши советский агитплакат и вскоре, убегая от патруля, погибает, достав за несколько секунд перед смертью револьвер. Доведенный до отчаяния, он был готов к вооруженной борьбе. За правду. В том-то и актуальность картины. Ни один народ не может быть истинно свободным, если живет под гнетом неприкрытой и откровенной лжи. И эта мысль актуальна для всех времен.

Как всегда Вайда оставляет поле для вопросов. Почему никто не ответил за эти убийства? За что на всю жизнь осталась рана в душе родственников обычных людей: врачей, профессоров, инженеров? Почему об этом молчали, а после вскрытия раны начались скандалы и возмущения? Можно сто раз говорить о том, что польское правительство вело тогда политику двойных стандартов, не согласилось на договор о коллективной безопасности с СССР, Чехословакией и Францией, вступило в тайный сговор с немцами, отобрав часть Чехословакии за что позднее страна и поплатилась, но... В чем была вина целого народа? А ведь весь ужас войны, мерзость послевоенной лжи и страх за ее разглашение выпали именно на его долю, о чем мастерски повествует Анджей Вайда.

Последний кадр фильма – бульдозер, засыпающий траншею с убитыми офицерами. Потом темнота. Зрительный зал молчит. Молчание это продолжается еще несколько секунд даже после того, как загорается свет. Фильм "Катынь" нужно посмотреть хотя бы ради этой минуты. Минуты молчания.

***

День назывался первым сентября,
детишки шли, поскольку осень, в школу,
а немцы открывали полосатый
шлагбаум поляков, и с гуденьем танки,
как ногтем шоколадную фольгу
разгладили улан. Достань стаканы
и выпьем водки за улан, стоящих
на первом месте в списке мертвецов,
как в классном списке. Снова на ветру
шумят березы и листва ложится,
как на оброненную конфедератку,
на крышу дома, где детей не слышно.
и тучи с громыханием ползут,
минуя закатившиеся окна.

Иосиф Бродский



Анджей. Герой Артура Змиевски перед расстрелом.



Апрель 1940 года. Очередную группу узников Козельска привезли на станцию Гнездово неподалеку от Катыни.



Рождество 1939-1940 года в Козельском лагере. Польские офицеры поют псалм, невольно образуя крест. Символично.



Генерал (Ян Энглерт) среди только что плененных офицеров (образ генерала - собирательный, в Козельске было 4 генерала).

Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[info]dassie2001 wrote:
21 Янв, 2008 06:18 (UTC)
Замечательная рецензия - может быть, лучшая на русском языке из тех, что я читал (а старался не пропускать). Не согласен только, пожалуй, с предпоследним абзацем, о вопросах Вайды. По-моему, Вайда не ставит в фильме вопроса - почему никто не ответил за эти убийства. Он оставляет место для такого вопроса зрителю (и не обязательно у каждого зрителя возникнет такой вопрос).

И Вы очень здорово подметили, что в кадре с Рождеством невольно образовался крест из стоящих в проходах между нарами офицеров. То же самое сказал Сергей Гармаш в частной беседе после предпремьерного показа в Варшаве 12 сентября прошлого года.

И эпиграф из стихотворения Окуджавы Вы вставили как нельзя более к месту. В общем, класс, спасибо.

В порядке обмена - пара комментариев и несколько моих любительских фотографий в связи с "Катынью" Вайды:

http://dassie2001.livejournal.com/2519.html
http://dassie2001.livejournal.com/5205.html

[info]alex_brest wrote:
21 Янв, 2008 07:25 (UTC)
Спасибо.

И, согласен, "место для вопроса" звучало бы правильнее. Если успею - в печатную версию внесу изменение.
[info]andrus83 wrote:
21 Янв, 2008 07:43 (UTC)
Александр, может вы знаете где можно скачать фильм в сети? Очень хочется посмотреть. Буду очень признателен!
[info]dassie2001 wrote:
21 Янв, 2008 08:13 (UTC)
Пардон, что встряну. Тут есть адрес и фильма, и русских субтитров:

http://mahtrasass.livejournal.com/75231.html
(без темы) - [info]andrushka_il - 28 Янв, 2008 01:36 (UTC)
[info]coyotesunrise wrote:
21 Янв, 2008 13:37 (UTC)
Respekt Panie Aleksandrze.
[info]yulia_koshynsky wrote:
21 Янв, 2008 15:47 (UTC)
respekt
[info]twilight_g wrote:
21 Янв, 2008 15:53 (UTC)
дешевый агитпроп
[info]traboskoczek wrote:
22 Янв, 2008 08:50 (UTC)
Сдохни совковая сука
(без темы) - (Анонимно) - 22 Янв, 2008 09:31 (UTC)
[info]yulia_koshynsky wrote:
21 Янв, 2008 15:57 (UTC)
я тут недавно, в Польше, смотрела рецензию на какой-то там белорусский сериал про войну, где поляков представили в интересном свете...
поляки так возмущены, что даже у посла белорусского спрашивали... а он им сказал, что тоже в Польше многим недоволен...))
а режисер того фильма хамил в обьектив.
[info]verasen wrote:
21 Янв, 2008 17:52 (UTC)
может вспомните, что за сериал? а то, что-то в голову не приходит никакой последний беларусский сериал или кино в котором бы были поляки...
(без темы) - [info]yulia_koshynsky - 21 Янв, 2008 18:24 (UTC)
(без темы) - [info]verasen - 21 Янв, 2008 18:26 (UTC)
(без темы) - [info]andrewl2 - 22 Янв, 2008 13:34 (UTC)
(без темы) - [info]yulia_koshynsky - 22 Янв, 2008 15:30 (UTC)
nashla - [info]yulia_koshynsky - 22 Янв, 2008 15:31 (UTC)
Re: nashla - [info]verasen - 22 Янв, 2008 15:36 (UTC)
(Анонимно) wrote:
21 Янв, 2008 16:10 (UTC)
http://drugoi.livejournal.com/2482867.html
[info]alex_argen wrote:
21 Янв, 2008 17:03 (UTC)
Спасибо
(Анонимно) wrote:
21 Янв, 2008 17:14 (UTC)
ох звиздят поляки
Юрий Мухин Антироссийская подлость

http://www.hrono.info/libris/lib_m/podlost.html
[info]onetwofukkyou wrote:
21 Янв, 2008 17:59 (UTC)
Re: ох звиздят поляки
всё путём!
Re: ох звиздят поляки - [info]plan59 - 22 Янв, 2008 15:40 (UTC)
[info]messer_7734 wrote:
21 Янв, 2008 18:34 (UTC)
осталось снять фильм по советско-польской войне нам.
[info]alex_brest wrote:
21 Янв, 2008 22:10 (UTC)
Уже поздно. В любом случае это будет звучать как "наш ответ Вайде", хотя никаких выпадов в адрес России он не делает.
[info]furmanyuk wrote:
21 Янв, 2008 20:11 (UTC)
Спасибо. Этот фильм нельзя пропустить.
[info]sai17 wrote:
21 Янв, 2008 20:13 (UTC)
Огромное спасибо за хорошую рецензию.

Я посмотрел фильм раньше, но просто не нашёл слов.
http://sai17.livejournal.com/234979.html

Надеюсь, Нюрнберг состоится и для красных ублюдков.
[info]alex_brest wrote:
21 Янв, 2008 22:08 (UTC)
Ну, а, собственно, судить-то уже некого. И, повторюсь, Вайда никого не осуждает. И вот это главное. Не нужно рыться в окаменевших остатках прошлого. Нужно вскрыть рану, еще раз помолиться, покаяться, а там, как говориться, обнять друг друга, простить все и всем и пойти дальше. Обвинять же сейчас кого-то бессмысленно. Правда - вот самое важное. Несправедливость свершилась. Увы. Но не нужно дальше культивировать ненависть. Фильм Вайды сегодня круче Нюренберга. Очень жаль, если в России его запретят.
(без темы) - [info]sai17 - 21 Янв, 2008 22:31 (UTC)
(без темы) - (Анонимно) - 22 Янв, 2008 07:38 (UTC)
(без темы) - [info]sai17 - 22 Янв, 2008 08:02 (UTC)
(без темы) - (Анонимно) - 22 Янв, 2008 08:49 (UTC)
(без темы) - [info]sai17 - 22 Янв, 2008 09:06 (UTC)
(без темы) - [info]irga101 - 22 Янв, 2008 12:19 (UTC)
(без темы) - [info]rus77_79 - 22 Янв, 2008 08:19 (UTC)
(без темы) - [info]sai17 - 22 Янв, 2008 09:07 (UTC)
(без темы) - [info]rus77_79 - 22 Янв, 2008 09:57 (UTC)
(без темы) - [info]nnimble - 22 Янв, 2008 11:41 (UTC)
(без темы) - (Анонимно) - 22 Янв, 2008 15:34 (UTC)
(Анонимно) wrote:
21 Янв, 2008 21:12 (UTC)
А как НКВД-шники окровавленными руками выгружали из вагонов чемоданы с "Вальтерами", чтобы расстреливать геройских поляков показано? Ну, чтобы все подумали, что это немцы расстреляли отважных героев?
[info]alex_brest wrote:
21 Янв, 2008 22:05 (UTC)
Нет. Считается, что кино смотрят теоретически подкованные люди.
Где скачать этот фильм - (Анонимно) - 23 Янв, 2008 10:58 (UTC)
[info]oxana_ukr wrote:
21 Янв, 2008 21:51 (UTC)
Замечатлеьная рецензия. Спасибо. За Окуджаву и Бродского тут - отдельное. Очень на месте. Bardzo dziękuję :)
В избранное.
[info]alex_brest wrote:
21 Янв, 2008 22:11 (UTC)
И Вам спасибо.
(без темы) - [info]oxana_ukr - 23 Янв, 2008 22:22 (UTC)
[info]dima_chatrov wrote:
21 Янв, 2008 22:10 (UTC)
Хорошо написано. Спасибо.
[info]n_goshko wrote:
21 Янв, 2008 22:21 (UTC)

Толково написано.... И с вашего позволения http://www.odinews.ru/dayphoto/index.php?ELEMENT_ID=3084
[info]l_barker wrote:
21 Янв, 2008 22:43 (UTC)
Эксгумация в присутвии иностранцев показала что растреляны поляки в 41-м - при немцах.
Не сгнившии листью не разложившиеся ткани и т.п.
А не в 40-м при русских ;)

Пшекам так нравится гебельсовская версия - т.к. выжившие поляки, в массе, самые верные союзники нацистов - ни какие румыны и чехи не сравняются.
И эту версию 100% совместно готовили.
Абсолютно же не случайно "лагеря уничтожения" строились именно в Польше.
[info]traboskoczek wrote:
22 Янв, 2008 08:52 (UTC)
Да здравствует Красная Армия Освободительница и Великий Сталин и его Славное НКВД товарищи! Ура!
(без темы) - [info]topbot31 - 21 Янв, 2008 23:05 (UTC)
(Анонимно) wrote:
22 Янв, 2008 06:11 (UTC)
Убийство выстрелом в затылок это чей стиль? Люди, думайте, и не давайте себя дурачить...
[info]yual wrote:
22 Янв, 2008 11:15 (UTC)
"Убийство выстрелом в затылок это чей стиль? Люди, думайте, и не давайте себя дурачить..."

На Колыме мне приходилось находить черепа расстреляных с пулевыми отверстиями как раз в затылке.
Немцы туда не доходили.
Но вот Вальтеров на вооружении НКВД те люди, которые служили в НКВД, и с кем приходилось общаться не припомнят. Наган, ТТ, как особый шик маузер.
[info]mancaf wrote:
22 Янв, 2008 07:23 (UTC)
Спасибо, понравилось. Теперь осталось ленту посмотреть.

Коментарии странные, в затылок расстреливали все, чтобы в глаза не смотреть... Виноватых и тут и там хватает. Просто надо чтобы помнили.
(Анонимно) wrote:
22 Янв, 2008 07:45 (UTC)
Очередная куча дерьма
Ну хоть один бы попытался посмотреть документы по захоронениям в Катыни и рядом, там нет однозначно трактуемых доказательств что это сделали НКВД или гестапо. И те и другие имели на вооружении вальтеры. НКВД расстреливало по идеалогии, гестапо из-за национальности. Расстрелы шли не один месяц и когда именно все произошло сейчас недоказуемо!!!

А Вайда в последнее время только гадить на русских может. Про союзничество с фашистами при захвате Чехословакии и Варшавское гетто по чемуто не снимает фильмы сволочь.
(Анонимно) wrote:
20 Мар, 2008 16:37 (UTC)
Re: Очередная куча дерьма
Полная неправда. А.Вайда снял потрясающий фильм "Корчак" в 1992,его со слезами на глазах принял весь мир. Фильм о добром педагоге и враче,о гетто,о подавлении варшавского восстания- без прикрас.Как жаль, что Вы его не вспомнили. Фильм А. Вайды о варшавском восстании: "Канал" , а "Поколение"? А кто напал на Польшу со спины 14 сентября 1939 по пакту МОлотова-риббентропа без обявления войны? Цеденбал? Откуда пленные,кстати , там были расстеляны ещё и священники. Немецкая комиссия 1942-1942 по эксгумации работала в присутствии норвежского Красного Креста-все протоколы и документы были опубликованы- читал сам . Сталинская комиссия была 2й. Свидетелей и сотрудников 1й комиссии -особенно местных жителей разыскивали и истребляли ещё в 1945-всё задокументировано. Из песни слова не выкинешь:что было,то было.Мне очень больно будет смотреть этот фильм: в моей семье очень много было потерь и от НКВД и от Гитлера.Жаль, что современных профессиональных историков тема эта не увлекает. Автору низкии поклон за статью.
Евгений Богуславский....
Re: Очередная куча дерьма - (Анонимно) - 20 Мар, 2008 16:53 (UTC)
Re: Очередная куча дерьма - (Анонимно) - 21 Мар, 2008 21:31 (UTC)
(Анонимно) wrote:
22 Янв, 2008 09:34 (UTC)
очередной высер в стиле "бедные мы несчастные". уже даже не тошнит от такого. разоблачители мля
(Анонимно) wrote:
22 Янв, 2008 09:51 (UTC)
Мда уж разоблачители...
Собственно рецензия полна эмоций, а слезу выжимать у нас почти каждый режжисер может. К примеру возьмем фильм "Сволочи". Выдумка, а слезу то как жмет. даже актеры на сьемках думали, что все взаправду было.

А если смотреть фактам в лицо, то если б не выпендривались перед Германией, то может и войны бы избежали, и стишок про уланов писать бы не пришлось.

И вообще, во время Варшавского восстания расстреливалось гораздо больше людей. Женщин, детей. Целыми кварталами. Но фильмы надо снимать против русских. Такова польская восточная политика.
[info]alex_brest wrote:
22 Янв, 2008 10:50 (UTC)
Re: Мда уж разоблачители...
Ну вот опять вы на политику. Есть фильм. Отличный фильм. Есть факты, раскрученные, кстати, в благословенные ельцинские времена, когда вся Россия "голосовала или проигрывала". Выпендривалось Польское руководство, а не простые люди.

Ну а сравнивать "Катынь" со "Сволочами" я бы не стал. "Катынь" - серьезное кино, а "Сволочи" - отстойный фильм в стиле "крутятся жопы". И, конечно, совершенная выдумка.
Re: Мда уж разоблачители... - (Анонимно) - 31 Янв, 2008 16:29 (UTC)
Re: Мда уж разоблачители... - (Анонимно) - 2 Май, 2008 19:38 (UTC)
(Анонимно) wrote:
22 Янв, 2008 10:14 (UTC)
Интересно написано название, если по-русски читать - то Катуй получается, что по-польски означает "Мучай"
[info]irga101 wrote:
22 Янв, 2008 12:30 (UTC)
Алекс, спасибо за рецензию.
Большинство людей не понимают, что фильм - это не историческое исследование. И что время судить - прошло. Некого уже судить, кроме 90-летних стариков, а они итак помрут вскорости.
Умный человек понимает, что фильм делается для того, чтобы человек пережил катарсис и взглянул на СЕБЯ, задал СЕБЕ вопросы: как я сам живу? способен ли я на подлость? смогу ли я выстрелить в невинного человека, если прикажут? кто я сам в контексте истории?
Ещё раз спасибо. Не обижайтесь на дураков.
(Анонимно) wrote:
23 Янв, 2008 10:56 (UTC)
Очень прошу, напишите мне ссылку, откуда модно скачать фильм "Катынь". Заранее спасибо, Константин, г. Днепропетровск.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>

Profile

лес
[info]alex_brest
Александр Митюков

Latest Month

Июль 2009
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner